Айдарова Светлана Ханиповна
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Тема диссертации: «Дидактические условия дифференциации упражнений в процессе обучения русскоязычных учащихся татарскому языку» (2001 г.)
Ученое звание: доцент
Email: aydarova-sh@rambler.ru
Общий стаж работы: 26 лет
Стаж работы по специальности: 26 лет
Преподаваемые дисциплины:
- Истрия отечественной литературы
- История зарубежной литературы
Образование
Образовательная организация |
Направление/Специальность |
Квалификация |
Год окончания |
Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина |
Русский язык и литература |
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы |
1990 |
Направления НИР:
- методика преподавания татарского языка в иноязычной аудитории
- методика преподавания татарского языка для учащихся-татар, обучающихся в русской школе
- интенсивные методы обучения татарскому языку
- русско-татарский, татарско-русский переводы
Публикации
№ П\П |
Наименование работы, ее вид |
Хар-р работы |
Выходные данные |
Объем в п.л. |
Соавторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А. Научные работы |
|||||
1. |
Дидактические условия дифференциации упражнений в процессе обучения русскоязычных учащихся татарскому языку (Автореферат) |
Печатн. |
Казань: Изд-во ТГГИ, 2001. |
1,3 п.л. |
|
2. |
К знаниям через игру |
Печатн. |
Казань: Изд-во ТГГИ, 1998. |
7,1 п.л. |
|
2-А. Статьи научных изданиях |
|||||
3. |
Ознакомление русских студентов-филологов с религиозными традициями татар |
Печатн. |
Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – Новосибирск, 1995. |
0,1 п.л. |
|
4. |
Языковые игры как эффективный прием обучения татарскому языку детей русской национальности |
Печатн. |
Материалы IV научно-практической конференции.- Казань, 1995. |
0,25 п.л. |
|
5. |
Русская ментальность как проблема сопоставительной семасиологии |
Печатн. |
Сборник материалов II научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов.- Москва, 1997. |
0,1 п.л. |
|
6. |
Дифференцированный подход и его принципы при обучении татарскому языку |
Печатн. |
Гуманитарные науки: Проблемы и аспекты изучения. –Казань,1997. |
0,4 п.л. |
|
7. |
Дифференцированный подход в обучении татарскому языку |
Печатн. |
Гуманитарные науки: Проблемы и аспекты изучения. –Казань,1997. |
0,45 п.л. |
|
8. |
Дифференцированный подход при составлении системы упражнений по морфологии |
Печатн. |
– Ученые записки (ТГГИ). – Вып.3.- Казань, 1998. |
0,4 п.л. |
|
9. |
Белемне уеннар аша (на татарском языке) |
Печатн. |
Магариф. – 1999. №1. |
0,2 п.л. |
|
10. |
Роль педагогического мастерства преподавателя в обучении и воспитании студента |
Печатн. |
Ученые записки (ТГГИ). –вып.6.- Казань, 1999. |
0,3 п.л. |
|
11. |
Диагностика деятельности учащихся в процессе изучения татарского языка с применением дифференцированного подхода |
Печатн. |
Материалы итоговой научно-практической конференции за |
0,3 п.л. |
|
12. |
Дифференцированный подход в организации урока татарского язык для русскоязычных учащихся (результаты опытно-экспериментальной работы) (на тат. яз.) |
Печатн. |
Татарский язык. Литература. История – прошлое, настоящее. – Казань: Изд-во КГУ, 2000. |
0,4 п.л. |
|
13. |
Некоторые условия обучения татарскому языку русскоязычных учащихся |
Печатн. |
Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона: Материалы V Региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, посвященной X-летию ТГГИ. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2002. |
0,25 п.л. |
|
14. |
Работа над текстом как прием для развития диалогической и монологической речи |
Печатн. |
Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики. Сб. научных трудов и материалов Всероссийской научно-практич. Конференции, посвящ. X-летию ТГГИ (26 сентября |
0,1 п.л. |
|
15.
|
Дифференциация упражнений по углублению знаний, умений и навыков по татарскому языку |
Печатн. |
Сопоставительная филология и полилингвизм. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящ. 200-летию КГУ. Казань: Изд-воКГУ, 2002. |
0,3 п.л. |
|
16. |
Упражнение как метод изучения татарского языка в русскоязычной аудитории |
Печатн. |
Язык и этнос: Материалы Первой выездной академической школы для молодых лингвистов-преподавателей вузов РФ, 30 ноября-2 декабря 2001г. – Казань: «РИЦ „Школа“, 2002. – 280с. |
0,2 п.л. |
|
17. |
Экскурсия как форма внеурочной работы при обучении татарскому языку русскозычных учащихся |
Печатн. |
Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона: Материалы конференции. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. |
0,2 п.л. |
|
18. |
Контрольные задания по татарскому языку в русскоязычной школе |
Печатн. |
Языковые уровни и их анализ. Ежегодник. Казань: Изд-во ТГГИ, 2004. |
0,5 п.л. |
|
19. |
Упражнения по развитию монологической речи на начальном этапе изучения татарского языка (на тат. яз.) |
Печатн. |
– Ученые записки. Материалы научно-практической конференции за |
0,2 п.л. |
|
20 |
Особенности организации обучения учащихся билингвов (полилингвов) в условиях татарстанской школы |
Печатн.
|
Материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию КГУ «Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы». Казань: Изд-во КГУ, 2004. |
0,1 п.л. |
|
21. |
Рус теллеләр өчен булган кайбер хезмәтләрнең методик яктан төзелеше. |
Печатн.
|
Формирование лингвистической компетенции студентов. Доклады республиканского семинара преподавателей рус.яз. и литер. и тат. яз. и литер., Чистопль, |
0,5 п.л. |
|
22. |
Использование дифференцированного подхода на уроках татарского языка в вузе.
|
Печатн. |
Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию: Международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Казань, 23-25 октября |
0,25 п.л. |
|
23. |
М.Корбангалиев һәм Р.Газизовларның рус теллеләр өчен беренче татар теле дәреслекләре. |
Печатн. |
Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция (23-24 июня |
0,1 п.л. |
|
24. |
Языковая, речевая, коммуникативная компетенции как задачи обучения |
Печатн.
|
Вопросы языкознания и методики преподавания татарского языка в русской школе: Сборник статей. 1 выпуск. – Казань: ТДГПУ, 2006. – 116 с. |
0,4 п.л. |
|
25. |
Обучение татарскому языку как второму в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете
|
Печатн. |
Проблемы филологии народов Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 1. – М.-Ярославль: Ремдер, 2007- 252с. |
0,2 п.л. |
|
26. |
Приемы активизации лексики на уроках татарского языка в русскоязычной аудитории.
|
Печатн. |
Филологическое образование в современной школе: проблемы и перспективы: Материалы республиканской научно-методической конференции 18 апреля 2007 года/сост. Голикова, Н.Я.Трошина. – Казань, 2007. – с. 108. |
0,3 п.л. |
|
27. |
Обучение татарскому языку на основе текста
|
Печатн. |
В.А.Богородицкий и современные проблемы исследования и преподавания языков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию Василия Алексеевича Богородицкого (1857-1941). –Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 244 с |
0,25 п.л. |
|
28. |
Использование лингвострановедческих и этнокультурных материалов на уроках татарского языка
|
Печатн. |
Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 24-25 октября |
0,3 п.л. |
|
29. |
Развитие диалогической и монологической речи в 10 классе средней школы |
Печатн. |
Взаимодействие школы и вуза в реализации приортетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы// Материалы республиканской научно-методической конференции 17 апреля |
0,2 п.л. |
|
30. |
Рус телле студентларны татар әдәбияты әсәрләре белән таныштыру
|
Печатн. |
Проблемы филологии народов Поволжья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 135-летию Московского педагогического государственного университета (13-15 марта 2008г.). Выпуск 2. (Отв. редактор А.Т.Сибгатуллина). –М.-Ярославль: Ремдер, 2008.-216 с.
|
0,4 п.л. |
|
31. |
Ознакомление русскоязычных студентов с категорией принадлежности татарского языка (на тат.яз.) //Вопросы языкознания и методики преподавания татарского языка в русской школе: Сборник статей. З выпуск. – Казань: ТГГПУ, 2008.-185 с.- С. 9-16.
|
Печатн. |
Вопросы языкознания и методики преподавания татарского языка в русской школе: Сборник статей. З выпуск. – Казань: ТГГПУ, 2008.-185 с |
С. 9-16. |
|
32. |
Обучение татарскому языку в новых условиях (на тат.яз.) |
Печатн. |
Материалы научно-методического семинара «Современное состояние и перспективы преподавания татарского языка в высших учебных заведениях» — Казань: Печатный двор, 2010.- 151 с. |
С. 7-13.
|
|
33. |
Обучение лексической стороне речи для ее активного использования при говорении на татарском языке |
Печатн. |
Современные направления в лингвистике: традиции и новаторство: Материалы 1-ой Международной научно-практической конференции (4 апреля 2012г.)-Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. -259 с. |
С.17-21. |
|
34. |
Особенности преподавания дисциплины «Перевод профессионально-ориентированного текста на татарском языке» |
Печатн. |
Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция (Казань, 19-21 октября 2012 г.): Труды и материалы-Казань: Отечество, 2012. – 378 с. |
С.11-13.
|
|
35. |
Интерферентные ошибки на начальном этапе обучения туркменских студентов татарскому языку. |
Печатн. |
Филология и культура. PHILOLOGI AND CULTURE. 2012.№3 (29)- 318 с. |
С.7-9.
|
|
36. |
Воспитание патриотизма на уроках татарского языка в начальной школе (на тат. яз.) |
Печатн. |
Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях: опыт и инновации (на тат.яз.) – Казань, 2013. –322с. |
С. 232-235.
|
|
37. |
Перевод некоторых грамматических категорий татарского языка на русский |
Печатн. |
Современный перевод: лингвистические и историко-культурные аспекты. Сборник трудов. 1-я Всеросиийская научно-практическая конференция с международным участием.- Казань: Изд-во «Казанский университет», 2013.-149с. |
С.4-10.
|
Гарипова В. А., Гиниятуллина Л. М. |
38. |
Формирование толерантности на уроках татарского языка |
Печатн. |
Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы // Материалы III международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ООО «Ист Консалтинг», 2012. – 296 с. |
С.231-236. |
Салимзянова Ф. С. |
39. |
Переводный и беспереводный способы семантизации лексики при изучении татарского языка– Казань. – 2013. Т.16. № 1.- С. 319-322. |
Печатн. |
Вестник Казанского технологического университета (КНИТУ). – Казань. – 2013. Т.16. № 1. |
С. 319-322.
|
Гарипова В. А., Гиниятуллина Л. М. |
40. |
Перевод географических названий. |
Печатн. |
Современный перевод: лингвистические и историко-культурные аспекты. Сборник трудов. 1-я Всеросиийская научно-практическая конференция с международным участием.- Казань: Изд-во «Казанский университет», 2013.-149 с. |
С.87-90.
|
Салимзянова Ф. С. |
41. |
Лексико-грамматические трансформации |
Печатн. |
Вестник Казанского технологического университета: Т.18. №20. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. |
С.352-354. |
Гиниятуллина Л. М. |
42. |
Безэквивалентная лексика татарского языка |
Печатн. |
Проблемы филологии народов Поволжья: сб. ст. – Москва, 2013. |
С. 79-81.
|
Гиниятуллина Л. М. |
43. |
Современный учебник по русскому языку как неродному |
Печатн. |
Наука и образование XXI века: сб. ст. – Уфа, 2013. |
С. 3 -7.
|
Гиниятуллина Л. М. |
44. |
Матур әдәбиятта фразеологизмнарның стилистик кулланылышы |
Печатн. |
Теория и практика башкирской филологической науки и филологического образования: Материалы международной конференции: в 4-х томах. Т.1. – Уфа, 2013. |
С. 466-470.
|
Хакимуллина Д. Н. |
45. |
Лингвострановедческий аспект в современных учебниках татарского языка |
Печатн. |
ЯЗЫК – КУЛЬТУРА – ЭТНОС: сборник научных трудов, посвященный 10-летию со дня основания кафедры общей лингвистики и лингвокультурологии КФУ / Под ред. доктора филолологических наук, профессора Р.Р.Замалетдинова. – Казань: Отечество, 2013. |
С.17-22. |
|
46. |
Бәйләнешле сөйләм телен үстерүдә халык педагогикасының роле. |
Печатн. |
Международный тюркологический симпозиум, посвященный памяти выдающегося тюрколога академика РАН Э.Р. Тенишева: сб. ст. – Казань, 2013. |
С. 273-277.
|
|
47. |
Рус телле аудиториядә татар теле укытуда заманча информацион технологияләр куллану. |
Печатн. |
Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: пробле-мы и перспективы. Материалы IV Между-народной научно-практической кон-ференции, посвящён-ной 85-летию заслу-женного профессора Казанского универ-ситета Мирфатыха Закиевича Закиева. — Казань: Ихлас, 2013. — 320 с. |
С. 91-92. |
Гиниятуллина Л. М. |
48. |
Использование современных учебников по русскому языку как неродному на уроках |
Печатн. |
Языки народов России и стран ближнего зарубежья как ино-странные: препода-вание и изучение. 28-29 ноября 2013 г. — Казань. |
С. 14-18.
|
Гиниятуллина Л. М. |
49. |
Татар телен укытуда заманча технологияләр куллану
|
Печатн. |
Сборник материалов научно-практической конференции.- Казань, Изд-во КФУ, 2014. 130 с. |
С.76-80. |
Гиниятуллина Л. М. |
50. |
Приемы перевода синонимов на русский и английский языки (по произведению Г.Тукая «Шурале»).
|
Печатн. |
Профессионально-ориентированное обучение иностран-ным языкам и пере-воду // Сборник материалов VIII научно-практической конференции. – Екате-ринбург: 2014. — 180 с. |
С.10-16. |
Закирова Л. Р. |
51. |
Антропокомонимы Нагорной стороны РТ, восходящие к древне-тюркским именам отгла-гольного происхождения: попытка историко-лин-гвистического анализа |
Печатн. |
Филологическиее науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, № 4, 2014. – 227 с. |
С. 190-192. |
Салимзянова Ф. С. |
52. |
Лексико-грамматические трансформации в теории перевода и стилистике. |
Печатн. |
Вестник Казанского технологического университета: Т.17. №5. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. |
С.310-314 |
Гарипова В. А., Гиниятуллина Л. М. |
53. |
Башлангыч сыйныфта татар теле дәресләрендә ватанчылык тәрбияләү |
Печатн. |
Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2014. |
С.232- 235.
|
Гарипова В. А. |
54. |
Г.Сәгдинең татар телен һәм әдәбиятын укытуга карашлары
|
Печатн. |
Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проб-лемы и перс-пективы: материалы V Международной научно-практичес-кая конференции, (Казань, 19-22 ноября 2014 г.). — Казань: Отечество, 2014. — 380 с. |
С.95-97 |
Гиниятуллина Л. М. |
55. |
Использование совре-менных технологий при обучении татар-скому языку
|
Печатн. |
Теория и практика преподавания родных языков в системе среднего и высшего образо-вания: современное состояние, проб-лемы и перспек-тивы: материалы межрегиональной научно-практи-ческой конферен-ции.-Казань, 2014. |
С. 42-47. |
Гиниятуллина Л. М. |
56. |
Приемы перевода синонимов на русский и немецкий языки (по произведению Г.Тукая «Шурале») |
Печатн. |
Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: III Между-народная научно-практическая конфе-ренция Россия, г. Новосибирск 15-16.08.2014 г. //Меж-дународный науч-ный институт «EDUCATIO» Еже-месячный научный журнал №3/2014. / Новосибирск, 2014. – 168 с. |
С. 6-8. |
Гиниятуллина Л. М. |
57. |
Фразеологизмнар һәм сөйләм культурасы |
Печатн. |
Традиционная культура тюркских народов: проблемы и перспективы (материалы международной научно-практическойконференции, 9-11 апреля 2015 г., г.Канаш), 179 с. |
С.162-165. |
Гиниятуллина Л. М. |
58. |
Межкультурный диалог при работе с переводами. |
Печатн. |
Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональ-ных отношений: региональный аспект: сборник научных трудов Международной научно-практичес-ой конференции (Казань: 29 апреля 2015 г.) / под ред. Г.Ж.Фахрутдиновой. – Казань: Редакци-онно-издательский центр «Школа», 2015. – 404 с. |
С. 8-11. |
Гиниятуллина Л. М. |
59. |
Обучение студентов методическим принципам развития речи |
Печатн. |
Модернизация педа-гогического образо-вания: Сборник на-учных трудов Меж-дународного форума (3-5 июня 2015 г., г.Казань). Под ред. Р.А.Валеевой. – Казань: Издатель-ство «Бриг», 2015. – 392 с. |
С. 17-20. |
Гиниятуллина Л. М. |
60. |
Төркмән студентларын татар теленә өйрәтү үзенчәлекләре (на тат. яз.) |
Печатн. |
Прикладные аспекты сопоста-вительной лингвис-тики: обучение иностранному языку с опорой на родной язык: Материалы II международной научно-практичес-кой конференции, проводимой в рамках международ-ного научно-практического фору-ма «Сохранение и развитие языков и культур», (14-16 октября 2015 г.) – Казань: Отечество, 2015. – 227с. |
С.148-151.
|
|
61. |
Improving efficiency of teaching the Tatar language to a foreign audience |
Печатн. |
International Education Studies; Vol. 8, No. 5; 2015 ISSN 1913-9020 E-ISSN 1913-9039 Published by Canadian Center of Science and Education — ISSN 1913-9020-Canada-Scopus) |
С. 158-164. |
Yusupov R. A., Sagdieva R. К., Harisova G. F. |
Б. Учебно-методические труды |
|||||
62. |
«Туган тел». Самоучитель татарского языка. |
Видеоуроки |
PAL. Видеоуроки созданы в процессе обучения татарского языка в русской школе. Казань,1998. |
4 видео кассеты по 180 мин. |
|
63. |
К знаниям через игру |
Печатн. |
Методические разработки для учителей начальных классов, обучающих русскоязычных детей татарскому языку. – Казань:Изд-во ТГГИ, 1998. |
7,1 п.л. |
|
64. |
Упражнения по тат. языку для русскоязычных уч-ся (1-3 классы) |
Печатн. |
Методическое пособие. Казань: Изд-во ТГГИ, 2002. |
2,2 п.л. |
|
65. |
Игры на уроках татарского языка |
Печатн. |
Методическое пособие. Казань: Изд-во ТГГИ, 2004. |
1,2 п.л. |
|
66. |
Татарский язык в иноязычной аудитории
|
Печатн. |
Программа и методические рекомендации. – Казань: ТГГПУ, 2007. – 54 с. |
3,3 п.л. |
в соавтор-стве с Ф.Ф.Харисовым, Ч.М.Харисовой |
67.
|
Учебно-методические комплексы по дисцип-линам пред-метной подготовки по спе-циальности 050302.65 «родной (татарский) язык и литература», — В 2-х частях. – Ч.1. Казань: ТГГПУ, 2008. – 206 с. |
Печатн. |
Учебно-методические комплекс. Ч.1. Казань: ТГГПУ, 2008. – 206 с. |
5 п.л. |
в соавторстве с Ф.Ф.Харисовым
|
68. |
Татар теле: чит телле аудиториядә
|
|
Югары уку йортлары өчен уку әсбабы. Ике кисәктә. Беренче кисәк. – Казан: Мәгариф, 2009. |
14,4 п.л. |
в соавтор-стве с Ф.Ф.Харисовым, Г.Ф.Харисовой |
69. |
Татар теле: чит телле аудиториядә
|
Печатн. |
Югары уку йортлары өчен уку әсбабы. Ике кисәктә. Икенче кисәк. – Казан: Мәгариф, 2009.
|
0,9 п.л. |
в соавтор-стве с Ф.Ф.Харисовым, Г.Ф.Харисовой
|
70. |
Чит аудиториядә татар теле (читтән торып укучылар өчен) |
Печатн. |
Югары уку йортларының читтән торып укучылары өчен уку әсбабы. Казан: ТДГПУ, 2010.
|
5,5 п.л. |
|
71. |
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) |
Печатн. |
Казань. Татарское книжное издательство. 2015. – 167 б. |
|
Гарипова В. А., Набиуллина Т. Г. |
72. |
Рус телендә гомуми белем бирү оешмаларында татар теле укыту. 7 сыйныф: методик кулланма.
|
Печатн. |
Казан: Татар. Кит. нәшр., 2015. – 87 б. |
|
Гарипова В. А., Набиуллина Т. Г. |
73. |
Дифференцированное обучение татарскому языку |
ЭОР (Электрон-ный образо-вательный ресурс) |
http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=1478
|
|
Гиниятуллина Л. М. |
Повышение квалификации
Образовательная организация |
Вид |
Дата начала |
Дата окончания |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
|
«Современные подходы к обучению татарскому языку в вузе» |
14.06. 2012 |
16.07. 2012 |
Центр дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ) |
«Дистанционные образовательные технологии в XXI веке: от теории к практике (LMS MOODLE)» |
17.02.2014 |
21.04.2014 |
Казанский международный лингвистический центр Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ
|
Английский язык (Уровень Elementari)
|
20.02. 2014 г. |
13.06. 2014 г. |
Институт развития образования Республики Татарстан
|
«Современный урок татарского языка и литературы в аспекте требований нового ФГОС: цели, содержание, критерии оценки и анализа»
|
01.04.2015 |
25.04.2015 г. |
Казанский международный лингвистический центр Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ |
Турецкий язык (начальный уровень) |
21.01.2015 г. |
06.05. 2015 г. |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» |
Современные технологии обучения на основе компетентностного подхода, реализуемые в религиозных образовательных учреждениях |
25.04.2016 |
26.04.2016 |