Применение исламских финансовых механизмов в банковской системе России обсудили на конференции
Открывал семинар, посвященный применению исламских финансов, директор центра экономики и финансов Российского исламского университета Ринат Габбасов. В самом начале своего выступления он отметил, что существуют определенные дискуссии относительного того, кто же первым создал исламский банк – Египет, или Арабские Эмираты. Но оказалось, что разговоры об этом начались в Татарстане еще в 19 веке!
— В начале 19 века, по заказу купцов Апанаева и Юнусовых был написан труд, в котором говорилось о необходимости создания исламского банка. Говорилось о том, что идет индустриализация, и она не может проходить без заемного капитала. Для мусульман обычный банковский капитал был неоднозначен. Поэтому мусульмане начали искать свой путь. К сожалению, отрасль не начала развиваться, — отметил Габбасов.
Кроме того, модератор семинара, высказался и по поводу самого термина «Исламские финансы», и тенденции заменить его на менее религиозно-окрашенный.
— Мы живём в поликонфессиональной, полиэтнической стране и слово «исламские финансы», наверное, не слишком корректно, проще говорить про «партнерские финансы», — задал тон дискуссии Ринат Габбасов.
Не партнерский, а неспекулятивный
Выступающая с первым сообщением представительница юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Инесе Тенберга тут же развила данную тему, отметив, что и понятие «партнерский» в Европе подразумевает иной смысл, предложив называть данный финансовый инструмент «неспекулятивной инвестиционной деятельностью».
— Партнерство с кем? С какими целями? На мой взгляд, имеет смысл обсудить новый вектор развития России – не партнерский банкинг, а именно неспекулятивной инвестиционной деятельности, разделив два сектора – кредитный банковский сектор от инвестиционного. У нас нет закона об инвестиционных банках — это хорошо. У нас нет определения, что есть инвестиционный банк, поэтому законодатель имеет полную свободу действия принять закон для всей банковской отрасли, — отметила Тенберга.
В ходе возникшей дискуссии выступающая отметила, что наиболее перспективный путь для легализации исламских финансов – принятие отдельного закона, поскольку любые изменения в Гражданский кодекс крайне осложнены процедурно. Кроме того, изменение подхода от «партнерского» к «неспекулятивному» позволить применять весь спектр возможных исламских финансовых инструментов, а также отойти от религиозности понятия.
Международный финансовый центр с участием исламских финансов
С неожиданным заявление выступил партнер Ernst&Young Алексей Кузнецов. Он рассказал, что проект создания международного финансового центра продолжает реализовываться, несмотря на то, что после придания Центральному банку РФ функций мега-регулятора, многие эксперты заявили о том, что проект МФЦ, на этом, похоже, закрывается. Более того, Кузнецов отметил, что сейчас существует окно возможностей.
— Группа МФЦ сейчас находится на некотором перепутье, потому что дорожная карта, которая была – она в значительной степени освоена. Будет стратегическая сессия МФЦ, и будет формироваться новая дорожная карта. Думаю, что тематика исламских финансов туда может войти, — рассказал Кузнецов, который также входит в данную группу.
Что касается проблем с законодательством, он отметил, что проект нельзя локализовать (имея ввиду изменения в региональном законодательстве), а подходить к нему исключительно с точки зрения пилотности, и Татарстан для этого подходит как нельзя лучше.
Исламский продукт получается дороже за счет НДС
Рассуждая о проблемах исламских финансов, Кузнецов особо остановился на налоговых барьерах.
— Если мы сравниваем стоимость, мы упираемся в то, что исламский продукт получается дороже за счет НДС. Пока мы эту проблему не решим, альтруизм – это недостаточная база, чтобы строить широкую экономическую деятельность. Если инструмент получается более дорогим – не пойдет он, — отметил Кузнецов.
Добавим, что исследование аналитической службы «Реального времени» такое положение вещей положение полностью подтвердило. В сравнении с обычными банковскими кредитами исламские финансовые продукты получаются дороже для клиентов. В качестве выхода эксперт предложил использовать уже имеющийся международный опыт.
— Сверхзадача заключается в том, чтобы иметь паритетность налогообложения. Во многих странах мира пошли по пути того, чтобы сказать, что есть экономическая суть сделки, и давайте признавать сделку из этой сути, — построить налогообложение исходя из экономической сути сделки — такой рецепт от партнёра Ernst&Young.
Коснулись многие выступающие и проблем, дело в том, что существующие законодательство в принципе позволяет работать и на исламских принципах, однако, все спикеры сошлись во мнении, что отдельное регулирование необходимо. Тот же Кузнецов, отметил, что в рамках Таможенного союза, рано или поздно (если не будет ничего предпринимать) эту нишу займут казахстанские банки.
Айдар Мухаметзянов: «Мы смогли на основе российского и английского права совместить несовместимое, найти формы, которые позволяют это делать». Фото Романа Хасаева
Мы смогли совместить несовместимое
О том, как взаимодействуют российское, британское и исламское регулирование при заключении сделок на международных рынках капиталов, рассказал управляющий директор по инвестиционному и международному бизнесу «Ак Барс» банка Айдар Мухаметзянов. Сообщение основывалось на уже осуществляемых банком практиках.
— Как происходит сделка «сукук» — это по сути аналог еврооблигаций. Есть специально созданная компания SPV, на которую переводятся реально действующие активы. Если по еврооблигациями таких переводов активов – нет (SPV – это пустая компания), то здесь мы видим реальную компанию, которая работает для этой сделки, но в своей структуре она несет меньше рисков для инвесторов, — раскрыл схему сложной работы с существующим регулированием Мухаметзянов.
По оценке выступающего, «Ак Барс» банк практически смог сделать невозможное.
— Мы смогли на основе российского и английского права совместить несовместимое, найти формы, которые позволяют это делать, — рассказал Мухаметзянов.
Касаясь сложностей работы, управляющий директор по инвестиционному и международному бизнесу АББ, отметил, что, например, можно профинансировать открытие торгового центра, но ведь там могут продавать алкоголь – что будет являться харамом, как оказалось, выход есть.
— Если эта доля не будет превышать 5%, то шариатский совет разрешает. Есть погрешность, которую мы не можем гарантировать.
Что касается препятствий, выступающий перечислил Гражданский кодекс, с конкретными статьями, в которых упоминается процент, есть проблемные статьи и в законе о банковской деятельности.
Александр Третьяков
http://realnoevremya.ru/